Доктрина информационной безопасности российской федерации. Проект доктрины информационной безопасности российской федерации V. Организационные основы обеспечения информационной безопасности

Написана сложным языком, и редкий читатель доходит даже до середины этого не самого большого документа. Для упрощения работы с ним решил сделать краткий пересказ (обзор) основных положений. Публикую!

Доктрина информационной безопасности - это система официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности РФ в информационной сфере.

Документ определяет следующие национальные интересы в информационной сфере (по сути они не изменились с 2000 года):

  1. Обеспечение и защита прав и свобод граждан в части получения и использования информации, неприкосновенность частной жизни, а также сохранение духовно-нравственных ценностей.
  2. Бесперебойное функционирование критической информационной инфраструктуры (КИИ).
  3. Развитие в России отрасли ИТ и электронной промышленности.
  4. Доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ.
  5. Содействие международной информационной безопасности.

Доктрина необходима для формирования государственной политики и выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

Информационная безопасность (ИБ) - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз. Причем в новой редакции документа говорится еще и том, что при этом должны обеспечиваться конституционные права и свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет и территориальная целостность РФ, ее устойчивое социально-экономическое развитие. а также госбезопасность. Не "безопасность ради безопасности", а даже некий баланс получается: права граждан, экономика, безопасность.

Документ создан на основе анализа угроз и оценки состояния ИБ РФ и развивает положения Стратегии национальной безопасности РФ (от 31 декабря 2015 года № 683).

Угроза информационной безопасности РФ (информационная угроза ) - совокупность действий и факторов, создающих опасность нанесения ущерба национальным интересам в информационной сфере.

В Доктрине определены следующие основные угрозы и характеристики состояния ИБ (привожу их тезисно):

  • Зарубежные страны наращивают возможности по воздействию на ИТ инфраструктуру в военных целях.
  • Усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских организаций.
  • Внедрение ИТ без увязки с ИБ повышает вероятность проявления угроз.
  • Специальные службы используют методы информационно-психологическое воздействия на граждан.
  • Все больше зарубежных СМИ доносят информацию предвзято.
  • Российские СМИ за рубежом подвергаются дискриминации.
  • Внешнее информационное воздействие размывает традиционные российские духовно-нравственные ценности (особенно у молодежи).
  • Террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия.
  • Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере
  • Методы, способы и средства совершения компьютерных преступлений становятся все изощреннее.
  • Повышается сложность и количество скоординированных компьютерных атак на объекты КИИ.
  • Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных ИТ.
  • Российские научные исследования в сфере ИТ являются недостаточно эффективными, ощущается недостаток кадров.
  • У российских граждан низкая осведомленность в вопросах обеспечения личной ИБ.
  • Отдельные государства стремятся использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. В том числе и в сети Интернет.

В документе зафиксированы следующие области обеспечения ИБ и основные направления по ним:

1. Оборона страны:
а) стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов;
б) совершенствование системы обеспечения ИБ ВС РФ;
в) прогнозирование и оценка информационных угроз;
г) содействие обеспечению защиты интересов союзников РФ;
д) нейтрализация информационно-психологического воздействия.

2. Государственная и общественная безопасность:
а) противодействие использованию ИТ для пропаганды;
б) противодействие спец.службам, использующим ИТ;
в,г) повышение защищенности КИИ;
д) повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления;
е) противодействие преступлениям в сфере ИТ;
ж) защита государственной тайны и других видов тайн;
з) развитие отечественного ИТ;
и) информационная поддержка государственной политики ФР;
к) нейтрализация информационно-психологического воздействия.

3. Экономическая сфера:
а-г) развитие и поддержка отечественного ИТ.

4. Наука, технологии и образование:
а-в) развитие науки;
г) развитие кадрового потенциала;
д) формирование культуры личной ИБ.

5. Стабильность и равноправное стратегическое партнерство
а) защита суверенитета РФ в информационном пространстве;
б-г) участие в формировании системы международной ИБ;
д) развитие национальной системы управления российским сегментом сети Интернет.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (проект)

I. Общие положения

1. Настоящая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (далее - Доктрина) представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
В настоящей Доктрине под информационной сферой понимается совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем и сетей связи, информационных технологий, а также субъектов, деятельность которых связана с данными технологиями и обеспечением информационной безопасности, и механизмов регулирования возникающих при этом общественных отношений.
2. В настоящей Доктрине на основе анализа вызовов и угроз и оценки состояния информационной безопасности Российской Федерации определены основные направления обеспечения национальных интересов в информационной сфере с позиции реализации стратегических национальных приоритетов.
3. Правовую основу настоящей Доктрины составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4. Настоящая Доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, а также учитываются положения других документов стратегического планирования в Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности.
5. Настоящая Доктрина служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, выработки мер по совершенствованию системы информационной безопасности Российской Федерации, включая разработку отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации в информационной сфере или затрагивающих данную сферу, а также для развития общественных отношений, связанных с деятельностью в области информационной безопасности Российской Федерации.
6. В настоящей Доктрине используются следующие основные понятия:
а) национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) в информационной сфере - совокупность потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства в части, касающейся информационной сферы;
б) информационная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в информационной сфере, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (далее - граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства;
в) система информационной безопасности Российской Федерации - совокупность сил, осуществляющих скоординированную и спланированную деятельность по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, и используемых ими средств;
г) силы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации - органы государственной власти, подразделения и должностные (уполномоченные) лица государственных органов и организаций различных форм собственности, решающие в соответствии с законодательством Российской Федерации задачи по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации;
д) средства обеспечения информационной безопасности Российской Федерации - организационные, технические, программно-технические и другие средства, используемые силами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
е) информационная инфраструктура Российской Федерации - совокупность объектов информатизации, информационных систем и сетей связи, расположенных на территории Российской Федерации, территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации или используемых на основании международных договоров Российской Федерации.

II. Национальные интересы в информационной сфере

7. Информационные технологии приобрели глобальный трансграничный характер и стали неотъемлемой частью всех сфер деятельности личности, общества и государства. Их эффективное использование является фактором ускорения экономического развития государства и формирования информационного общества. Информационная сфера играет важную роль в обеспечении реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
8. Национальными интересами в информационной сфере являются:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования информации, включая неприкосновенность частной жизни при использовании информационных технологий, информационную поддержку участия граждан в управлении государством, политической жизни общества, а также сохранение культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;
б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры Российской Федерации, включая критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации и единую сеть электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;
в) развитие отрасли информационных технологий в Российской Федерации, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности;
г) доведение до российской и международной общественности и разъяснение объективной и достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и об официальной позиции ее высшего политического руководства по социально значимым событиям в стране и мире, содействие распространению духовных и культурных ценностей народов России по всему миру;
д) содействие формированию международного правового режима, нацеленного на противодействие угрозам использования информационных технологий для нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также обеспечение суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.
9. Реализация национальных интересов в информационной сфере нацелена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации в интересах обеспечения конституционных прав и свобод граждан, устойчивого социально-экономического развития страны, а также национальной безопасности.

III. Основные угрозы и современное состояние информационной безопасности Российской Федерации

10. Расширение областей использования информационных технологий, являясь позитивным фактором для развития экономики и совершенствования функционирования общественных и государственных институтов, одновременно порождает новые вызовы и угрозы национальной безопасности. Это обусловлено усиливающейся тенденцией к использованию возможностей трансграничного оборота информации в информационном пространстве для достижения геополитических, военно-политических и иных целей в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности, а также использованием информационных технологий в террористических, криминальных и иных противоправных целях.
11. Одним из основных негативных факторов, влияющим на состояние информационной безопасности Российской Федерации, является наращивание ведущими зарубежными странами возможностей по информационно-техническому воздействию на информационную инфраструктуру Российской Федерации, в том числе на критическую информационную инфраструктуру, для достижения своих военных целей. Одновременно с этим усиливается ведение технической разведки в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
12. Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств информационно-психологических воздействий, направленных на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира, приводящих к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств.
В эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, в том числе общественные, и структуры, а также отдельные группы граждан. При этом широко используются возможности информационных технологий.
Отмечается тенденция увеличения объема материалов в зарубежных средствах массовой информации, содержащих необъективную и предвзятую оценку о внешней и внутренней политики Российской Федерации. Российские средства массовой информации зачастую подвергаются за рубежом откровенной дискриминации, российским журналистам создаются препятствия для осуществления их профессиональной деятельности. Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций ее многонационального народа.
13. Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Террористическими и экстремистскими организациями для достижения своих противоправных целей ведутся разработки новых технологий деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.
14. Возрастают масштабы компьютерной преступности, прежде всего в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, увеличивается число инцидентов, связанных с нарушением законных прав граждан на защиту личной и семейной тайны, персональных данных при использовании информационных систем и сетей связи. Методы, способы и средства совершения преступлений с использованием информационных технологий становятся все изощреннее.
Нарастание угроз информационной безопасности происходит на фоне сохраняющейся практики внедрения информационных технологий без увязки с обеспечением информационной безопасности.
15. Состояние информационной безопасности Российской Федерации в области обороны страны характеризуется наращиванием масштабов использования иностранными государствами и негосударственными образованиями информационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, направленных на подрыв суверенитета, политической независимости государств и представляющих угрозу глобальной и региональной безопасности.
16. Состояние информационной безопасности Российской Федерации в области государственной и общественной безопасности характеризуется постоянным повышением уровня сложности, масштабности и скоординированности компьютерных атак на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации и разведывательной деятельности иностранных государств против Российской Федерации, а также нарастанием угроз использования информационных технологий для нанесения ущерба суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, политической и социальной стабильности в обществе.
17. Состояние информационной безопасности Российской Федерации в экономической области характеризуется отставанием Российской Федерации от ведущих зарубежных государств в развитии конкурентоспособных информационных технологий, в том числе суперкомпьютеров, и их использовании для создания продукции и предоставления услуг на их основе. Остается высоким уровень зависимости отечественной экономики и промышленности от зарубежных информационных технологий (электронная компонентная база, программное обеспечение, вычислительная техника и средства связи).Подобное положение дел обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от экспортной политики зарубежных стран, проводимой ими в целях реализации своих геополитических интересов.
18. Состояние информационной безопасности Российской Федерации в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок, а также недостаточным уровнем кадрового обеспечения в области информационной безопасности.
Мероприятия по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационной инфраструктуры Российской Федерации с использованием отечественных информационных технологий и продукции зачастую не имеют комплексной основы.

19. Состояние информационной безопасности Российской Федерации в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства характеризуется стремлением отдельных государств использовать технологическое превосходство для доминирования в информационном пространстве. Существующее в настоящее время распределение критических интернет-ресурсов между странами не позволяет реализовать справедливое совместное управление ими на принципах межгосударственного доверия.
Отсутствие норм регулирования межгосударственных отношений в информационном пространстве и соответствующих международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, затрудняет формирование системы международной информационной безопасности, призванной содействовать стратегической стабильности и способствовать равноправному стратегическому партнерству.

IV. Основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

20. Деятельность государственных органов в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации основывается на следующих принципах:
законность и правовое равенство всех участников общественных отношений в информационной сфере, основывающееся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
соблюдение баланса между потребностью граждан и общества в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации в целях обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере;
достаточность сил и средств для обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, определяемая в том числе за счет постоянного мониторинга угроз в информационной сфере;
соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.
21. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области обороны страны являются создание условий для мирного развития информационного пространства и реализации национальных интересов в информационной сфере.
В соответствии с военной политикой Российской Федерации обеспечение информационной безопасности в области обороны страны, а также интересов союзников Российской Федерации направлено:
на стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть в результате агрессивного использования информационных технологий;
на совершенствование системы информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая развитие сил и средств информационного противоборства;
на выявление, оценку и прогнозирование угроз Российской Федерации и ее Вооруженным Силам в информационной сфере;
на противодействие информационному воздействию на российских граждан, в том числе направленному на подрыв исторических основ и патриотических традиций, связанных с защитой Отечества.

22. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области государственной и общественной безопасности являются укрепление государственного суверенитета, поддержание политической и социальной стабильности в обществе, реализация основных прав и свобод человека и гражданина, а также защита критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в области государственной и общественной безопасности направлено:
на противодействие использованию информационных технологий для пропаганды идеологии терроризма и распространения идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности в целях подрыва общественно-политической стабильности, насильственного изменения основ конституционного строя Российской Федерации, нарушения ее единства и территориальной целостности;
на противодействие разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств с использованием технических средств и информационных технологий, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба национальной безопасности Российской Федерации;

на повышение защищенности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и устойчивости ее функционирования, включая развитие механизмов предупреждения и обнаружения угроз информационной безопасности и ликвидации последствий их реализации, в том числе защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вызванных информационно-техническими воздействиями на объекты критической инфраструктуры Российской Федерации;
на повышение безопасности функционирования информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе для устойчивого взаимодействия органов власти, недопущение иностранного контроля за ее функционированием, включая обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации, а также обеспечение безопасности информации, передаваемой по ней и обрабатываемой в информационных системах на территории Российской Федерации;
на повышение безопасности функционирования образцов вооружения, военной и специальной техники и автоматизированных систем управления;
на повышение эффективности профилактики и противодействия правонарушениям, осуществляемым с использованием информационных технологий;
на обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа, в том числе за счет повышения защищенности используемых информационных технологий;
на совершенствование подходов, методов и способов безопасного применения продуктов и услуг, созданных на основе информационных технологий;
на повышение эффективности информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации;
на нейтрализацию информационных воздействий, направленных на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
23. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в экономической области является снижение до минимально возможного уровня влияния на состояние национальной безопасности Российской Федерации негативных факторов, обусловленных недостаточным развитием отечественных отраслей информационных технологий и электронной промышленности.
Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в экономической области направлено:
на создание инновационной и вносящей существенный вклад в формирование валового внутреннего продукта страны отрасли информационных технологий, электронной промышленности;
на достижение технологической независимости Российской Федерации в области информационных технологий за счет создания, развития и широкого внедрения соответствующих мировому уровню отечественных информационных технологий и средств защиты информации, а также продукции и услуг на их основе;
на повышение конкурентоспособности российских компаний отрасли информационных технологий, в том числе за счет создания благоприятных условий осуществления деятельности в Российской Федерации;
на развитие отечественных конкурентоспособных электронной компонентной базы и технологий ее производства, обеспечение потребности внутреннего рынка в такой продукции и выхода этой продукции на мировой рынок.
24. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки, технологий и образования является поддержка инновационного и ускоренного развития системы информационной безопасности Российской Федерации и отрасли информационных технологий.
Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в области науки, технологий и образования направлено:
на достижение конкурентных преимуществ российской отрасли информационных технологий и развитие научно-технического потенциала в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
на создание информационных технологий, в основе своей устойчивых к различным видам воздействий;
на проведение научных исследований и опытных разработок в области перспективных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности;
на повышение кадрового потенциала в области информационной безопасности, а также информационных технологий;
на создание условий по обеспечению защищенности граждан от угроз различного характера при использовании информационных технологий, в том числе за счет формирования культуры информационной безопасности личности.
25. Стратегической целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве.
Обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства направлено:
на поддержание суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве путем реализации самостоятельной и независимой политики в целях защиты национальных интересов в информационной сфере;
на содействие формированию системы международной информационной безопасности, обеспечивающей эффективное противодействие использованию информационных технологий в агрессивных, террористических, экстремистских и криминальных целях;
на создание международно-правовых механизмов, учитывающих специфику информационных технологий, в целях предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов в информационном пространстве;
на развитие национальной системы управления российским сегментом сети «Интернет» при ведущей роли государств в этом процессе.

V. Организационные основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

26. Система информационной безопасности Российской Федерации является составной частью системы обеспечения национальной безопасности.
Обеспечение информационной безопасности осуществляется на основе сочетания законодательной, правоприменительной, правоохранительной, судебной, контрольной и других форм деятельности органов государственной власти Российской Федерации во взаимодействии с органами местного самоуправления, организациями различных форм собственности, общественными организациями и гражданами.
27. Система информационной безопасности Российской Федерации строится на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, с учетом предметов ведения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, определяемых законодательством Российской Федерации в области безопасности.
28. Структура системы информационной безопасности Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации.
29. Основными субъектами организационной основы системы информационной безопасности Российской Федерации являются: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Банк России, Военно-промышленная комиссия Российской Федерации, межведомственные и государственные комиссии, создаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы судебной власти, принимающие в соответствии с законодательством Российской Федерации участие в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Участниками системы информационной безопасности Российской Федерации являются собственники объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и эксплуатирующие эти элементы организации различных форм собственности; средства массовой информации и массовой коммуникации; организации денежно-кредитной, валютной, банковской сферы и иных сфер финансового рынка; операторы связи; операторы информационных систем; организации, осуществляющие деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, а также оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности; организации, осуществляющие образовательную деятельность в данной области; обладатели информации; общественные объединения; иные организации и граждане, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации участвуют в решении задач обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
30. В рамках обеспечения функционирования системы информационной безопасности Российской Федерации органы государственной власти решают следующие задачи:
обеспечение реализации прав граждан и организаций на законную деятельность в информационной сфере;
мониторинг и оценка состояния информационной безопасности Российской Федерации, прогнозирование и выявление угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения и нейтрализации этих угроз;
планирование, проведение и оценка эффективности комплекса мер, направленных на обнаружение, предотвращение и оперативную ликвидацию последствий реализации угроз информационной безопасности Российской Федерации;
организация деятельности и координация взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
совершенствование нормативно-правового, организационно-технического, оперативно-розыскного, разведывательного, контрразведывательного, научно-технического, информационно-аналитического, кадрового и ресурсного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
выработка и реализация мер государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельности в данной области.
31. Развитие и совершенствование системы информационной безопасности Российской Федерации достигается путем:
усиления вертикали и централизации управления силами информационной безопасности Российской Федерации на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровне (объекты информатизации, операторы информационных систем и сетей связи);
совершенствования форм и методов взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в целях повышения их готовности к противодействию угрозам в информационной сфере;
совершенствования информационно-аналитического и научно-технического обеспечения функционирования системы информационной безопасности Российской Федерации;
повышения эффективности взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями различных форм собственности и гражданами при решении задач в области информационной безопасности Российской Федерации.
32. Реализация настоящей Доктрины осуществляется на основе отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации. В целях актуализации отраслевых документов стратегического планирования Советом Безопасности Российской Федерации определяется перечень приоритетных направлений обеспечения информационной безопасности Российской Федерации на среднесрочную перспективу, учитывающий положения стратегического прогноза Российской Федерации.
33. Контроль за реализацией настоящей Доктрины осуществляется Советом Безопасности Российской Федерации в соответствии с положением о нем.
34. Результаты мониторинга реализации настоящей Доктрины отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

PS. Касательно же вопросов про уже принятый пакет законов Яровой, то по общему содержанию и направленности он в значительной мере напоминает так наказываемый "Патриотический акт", который был принят в США после 11 сентября 2001 года с примерно тем же обоснованием и который просуществовал в США 14 лет, пока на смену ему не пришел "Акт о свободе", который несколько ограничивал полномочия спецслужб по сравнению с "Патриотическим актом". Полагаю, что и в нашем случае терроризм это только предлог для общего расширения полномочий и возможностей спецслужб. Как уже не раз писал, идущая холодная война будет и далее сопровождаться закручиваниеам гаек в информационной среде, где Россия будет ориентироваться на китайскую модель контроля над информацией. Опубликованный проект доктрины в целом так же находится в русле этой тенденции, хотя возможно он и претерпит некоторые изменения.

Доктрина информационной безопасности

РОССИЙСКОЙ фЕДЕРАЦИИ

Доктрина информационной безопасности РФ представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ.

Настоящая Доктрина служит основой для:

формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно - технического и организационного обеспечения информационной безопасности РФ;

разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ.

Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере.

I. Информационная безопасность РФ

1. Национальные интересы РФ в информационной сфере и их обеспечение

Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.

Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

2. Виды угроз информационной безопасности РФ

По своей общей направленности угрозы информационной безопасности РФ подразделяются на следующие виды:

угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;

угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

3. Источники угроз информационной безопасности РФ

Источники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов РФ в информационной сфере;

стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

деятельность международных террористических организаций;

увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;

разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам относятся:

критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;

недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;

недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;

неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;

недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности РФ;

недостаточная экономическая мощь государства;

снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;

недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;

отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, кредитно - финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.

4. Состояние информационной безопасности РФ и основные задачи по ее обеспечению

За последние годы в РФ реализован комплекс мер по совершенствованию обеспечения ее информационной безопасности.

Начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Приняты Закон РФ "О государственной тайне", Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об участии в международном информационном обмене", ряд других законов, развернута работа по созданию механизмов их реализации, подготовке законопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере.

II. Методы обеспечения информационной безопасности РФ

5. Общие методы обеспечения информационной безопасности РФ

Общие методы обеспечения информационной безопасности РФ разделяются на правовые, организационно - технические и экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности РФ, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов РФ, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности РФ;

законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности РФ между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;

разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;

уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России.

6. Особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни

Информационная безопасность РФ является одной из составляющих национальной безопасности РФ и оказывает влияние на защищенность национальных интересов РФ в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы информационной безопасности РФ и методы ее обеспечения являются общими для этих сфер.

В каждой из них имеются свои особенности обеспечения информационной безопасности, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз информационной безопасности РФ. В каждой сфере жизнедеятельности общества и государства наряду с общими методами обеспечения информационной безопасности РФ могут использоваться частные методы и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние информационной безопасности РФ.

После недолгого ожидания в Сети появился Проект Доктрины информационной безопасности Российской Федерации . Документ очень высокоуровневый, определяющий лишь общие цели и направления развития системы информационной безопасности. В силу этого документ не содержит каких либо конкретных описаний процедур, продуктов, указаний и тд. Тем не менее документ очень интересен. Интересен в первую очередь тем, как видит государство информационную безопасность и как оно видит роль граждан в информационной безопасности.

Оставим в стороне политическую составляющую данного документа (так или иначе, а у каждого государства есть свои интересы и естественно каждое государство хочет их отстаивать) и посмотрим на него исключительно с точки зрения обеспечения информационной безопасности.

Любопытное начинается уже в разделе терминов и определений. Скажем что есть национальные интересы?

То есть национальные интересы это в первую очередь интересы государства, а не интересы общества в целом или отдельных граждан. Правда уже следующий абзац интересы общества и государства приводит на одном уровне:

То есть каждая из трех сторон в целях безопасности должна чем-то поступиться. В общем ситуация не вызывает вопросов - все мы живем в обществе и должны учитывать интересы иных лиц. Но вот кто определяет кто и чем должен поступиться? Тем более, что в документе есть еще один пункт:

То есть ущемление прав и свобод граждан недопустимо. Получается, что поступиться своими интересами должно государство? Вопрос крайне интересен, но в документе не раскрыт - хотя в конце документа говорится, что:

В связи с этим крайне интересно - должна ли такая масштабная программа проходить через законодательные органы?
Но вернемся к началу документа - в раздел определений:

Опять перекос в сторону мер со стороны государства, тогда как без поддержки общества (воспитания компьютерной грамотности например) обеспечение столь масштабных мер вряд-ли нереализуемо.

Странно, но в вышеприведенном определении в числе ресурсов, подлежащих защите, отсутствуют ресурсы, размещенные на зарубежных серверах. Даже если компания хранит свои данные на серверах в России, зачастую необходимо хранить и обрабатывать данные на серверах, размещенных по всему миру. Государство отказывается от защиты интересов компаний или требования по безопасности не распространяются на зарубежные сервера?

К сожалению большая часть пунктов проекта посвящена усилению вертикали власти и улучшению совершенства административного механизма. Чтобы не создалось некорректного впечатления - на самом деле это также дело нужное - вспомним хотя бы качество проработки законов в области ИБ, уровень тендеров и тд. Совершенствовать в этой области нужно много. И об этом также говориться в документе:

Что же говорит документ в отношении роли отдельных граждан в деле повышения уровня информационной безопасности?





Опять в основном меры со стороны государства - о повышении актуальности знаний путем взаимодействия с компаниями различного типа, вовлечении институтов в процесс выпуска новых продуктов, разработки новых технологий - ни слова



И развитие личности опять же предполагается путем проведения административных мер - правовое регулирование и развитие правосознания в одном пункте.

Упоминается в документе и модная тема государственно-частного партнерства:

А вот от сертификации уйти не удастся

Если делать выводы - документ не плохой, но очень бы хотелось исправить его перекос в сторону усиления взаимодействия государства и общества - например в деле выработки той же концепции безопасности - ведь она будет касаться нас всех.

Доктрина информационной безопасности РФ (Доктрина) утверждена Ука­зом № 1895 Президента РФ от 9 сентября 2000 г. Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные на­правления обеспечения информационной безопасности и служит основой для:

Формирования государственной политики в области обеспечения ин­формационной безопасности Российской Федерации;

Подготовки предложений по совершенствованию правового, методиче­ского, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

Разработки целевых программ обеспечения информационной безопас­ности Российской Федерации.

1. Информационная безопасность РФ (виды и источники угроз ИБ РФ, состояние ИБ РФ и основные задачи по ее обеспечению);

2. Методы обеспечения ИБ РФ (особенности обеспечения ИБ РФ в раз­личных сферах общественной жизни, международное сотрудничество в области обеспечения ИБ);

3. Основные положения государственной политики обеспечения ИБ РФ (первоочередные мероприятия по реализации государственной политики безо­пасности в РФ);

4. Организационная основа обеспечения ИБ РФ (основные функции сис­тем обеспечения ИБ РФ. основные элементы организационной основы систем обеспечения ИБ РФ).

7. Закон «о государственной тайне»

В основу законов, позволяющих отнести информацию к тому или иному разряду тайн, положены принципы информационного суверенитета и междуна­родные правила. Регулирование отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием и рассекречиванием в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законом «О государственной тайне» .

7.1. Основные понятия

Государственная тайна - защищаемые государственные сведения в об­ласти военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распростране­ние которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Носители сведений, составляющих государственную тайну , - материаль­ные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отражение в виде символов, образов, сиг­налов, технических решений и процессов.

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретно­сти сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

Степень секретности - категория, характеризующая важность такой ин­формации, возможный ущерб в случае ее разглашения, степень ограничения доступа к ней и уровень ее охраны государством.

7.2. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственную тайну составляют:

I. Сведения в военной области:

О содержании стратегических и оперативных планов и о других доку­ментах боевого управления; о подготовке и проведении военных операций, стратегическом и мобилизационном развертывании войск и об их важнейших показателях, характеризующих организацию, численность, дислокацию, бое­вую и мобилизационную готовность, боевую и другую военную подготовку, вооружение и материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил. пограничных войск и прочих воинских формирований;

О направлении развития отдельных видов вооружения и военной техни­ки, их количестве, тактико-технических характеристиках, организации и техно­логии производства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра­ботах, связанных с разработкой новых образцов вооружения и военной техники, модернизации существующих образцов, а также о других работах, плани­руемых или осуществляемых в интересах страны;

О силах и средствах Гражданской обороны, о готовности населенных пунктов, регионов и отдельных объектов к защите, эвакуации и рассредоточе­нию населения, к обеспечению его жизнедеятельности и производственной дея­тельности объектов народного хозяйства в военное время или в условиях дру­гих чрезвычайных ситуаций;

О геодезических, гравиметрических, картографических, гидрографиче­ских и гидрометеорологических данных и характеристиках, имеющих значение для обороны страны.